ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ивановской области на 15 октября 2024 года
(на основе данных Ивановского ЦГМС – филиала ФБГУ «Центральное УГМС», Роспотребнадзора)
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1. Метеорологическая обстановка:
15 октября на территории Ивановской области облачно. Ночью осадки (снег, мокрый снег). Днем дождь. Ветер юго-восточный 6-11 м/с, местами порывы 12-17 м/с. Ночью по области от -3˚С до +2˚С. Днем по области от +3˚С до +8˚С.
1.2. Прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений:
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: местами порывы ветра 12-17 м/с., ночью осадки (снег, мокрый снег). Днем дождь.
Гидрологическая обстановка на территории области в норме.
1.4 Лесопожарная обстановка:
С 21.04.2023 на территории Ивановской области установлен пожароопасный сезон.
Наиболее горимые участки Ивановского, Лежневского, Савинского, Фурмановского муниципальных районов, лесные участки Южского лесничества (источник - захламленность лесосек порубочными остатками, несвоевременная очистка квартальных просек, несвоевременная вывозка заготовленной древесины, разведение костров, неосторожное обращение с огнем граждан, проведение пожароопасных работ, работ с использованием открытого огня в лесах, на торфяниках).
На территории области зарегистрирован I класс пожарной опасности.
На 15.10.2024 на территории области прогнозируется I класс пожарной опасности.
Существует риск возникновения ландшафтных пожаров.
Существует риск возникновения пожаров, связанных с неконтролируемыми сельскохозяйственными палами (источник - бесконтрольное сжигание травы, пожнивных остатков, мусора, сухих веток и листьев вблизи строений, а также небезопасное использование открытого огня на природе).
Существует риск возгораний на полигонах ТБО (источник – нарушение владельцами полигонов регламента по утилизации твердых коммунальных и бытовых отходов).
1.5. Радиационная обстановка, загрязнение атмосферного воздуха:
Радиационная обстановка на территории региона находится в пределах нормы. Естественный радиационный фон составляет 0,09 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – низкий. Экологическая обстановка – устойчивая.
По данным наблюдений на стационарных постах Ивановского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» за прошедшие сутки в г. Иваново регистрировался низкий уровень загрязнения воздуха. В целом по городу максимальные разовые концентрации всех определяемых вредных примесей санитарных норм не превышали и достигали значений: диоксид серы – 0,1 ПДК; оксид углерода – 0,2 ПДК; диоксид азота – 0,5 ПДК; оксид азота – 0,3 ПДК; фенол – 0,3 ПДК; формальдегид – 0,1 ПДК; содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе – 0,1 ПДК.
1.6. Статистические данные о произошедших ЧС (происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС):
За 13.10.2024 зарегистрировано 8 техногенных пожаров, погибших и пострадавших нет.
Пожарно–спасательные подразделения для ликвидации последствий ДТП не привлекались.
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и дорожно–транспортных происшествий.
ЧС выше муниципального уровня не прогнозируются.
1.7. Биолого–социальная обстановка:
1) Сохраняется риск заболеваний энтеровирусной инфекцией.
2) Существует вероятность заболеваний сальмонеллеза (наиболее частый путь заражения – пищевой, при употреблении мяса животных, птиц, яиц, а также через загрязненную воду при питье или купании).
1.8. Функционирование ГУ МЧС России по Ивановской области в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ»:
ГУ МЧС России по Ивановской области и структурные подразделения функционируют в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с военным положением в ряде субъектов РФ и пандемией коронавируса и (Приказ ГУ МЧС России от 18.03.2020 № 160, с изменениями в рамках приказа № 580 от 20.10.2022).
ТП РСЧС Ивановской области функционирует в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
На базе ГУ развернут Оперативный штаб по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Приказ ГУ МЧС России от 22.08.2022 № 444).
C 01.11.2022 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области организована работа ОШ по реализации приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1039 (по мероприятиям гражданской обороны).
C 27.03.2024 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области развернут Оперативный штаб по контролю складывающейся обстановке в пожароопасный сезон на территории Ивановской области (Приказ ГУ МЧС России от 27.03.2024 № 196).
С 10.08.2024 на базе ГУ развернут оперативный штаб по контролю за организацией первоочередного жизнеобеспечения граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших территорию Курской области (Приказ ГУ МЧС России о т 10.08.2024 № 516).
2. Прогноз возникновения техногенных и природных ЧС
(происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС)
1) Существует высокая вероятность дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), затруднения движений всех видов транспорта (источник ЧС – нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных транспортных средств, выход на проезжую часть пешеходов, несоблюдение скоростного режима, загруженность федеральной трассы и автодорог административного значения, низкая квалификация водителей,).
2) На территории области существует вероятность возникновения происшествий, связанных с железнодорожным транспортом (источник ЧС – нарушение в работе автоматики, сигнализации на железнодорожных путях, человеческий фактор, износ подвижного состава, столкновение с автотранспортом на железнодорожных переездах). Наибольшая вероятность возникновения происшествий – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Фурмановском, Тейковском, Ивановском и Савинском муниципальных районах.
3) В связи с началом отопительного периода 2024 – 2025 гг. и подачей тепла потребителям, прогнозируются высокие риски:
аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в связи с высоким процентом износа водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, а также наличием на территории региона бесхозяйственных инженерных сетей;
роста нагрузки на электрические сети при работе электронагревательных приборов;
нарушения в работе теплосетей и систем водоснабжения.
4) Существует риск возникновения взрывов бытового газа (источник – нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении электрогазосварочных работ, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов).
5) Существует высокий риск возникновения пожаров в жилых домах и на придомовых территориях (источник – курение в нетрезвом виде, износ бытовых приборов и электропроводки, несоблюдение правил пожарной безопасности). Наибольшая вероятность возникновения пожаров в городских округах Иваново, Кинешма, Кохма, а также в Ивановском районе.
6) Существует вероятность возникновения происшествий на водных объектах (источник происшествий - несоблюдение правил поведения на водоемах и правил безопасности вблизи водоемов). Наибольшая вероятность возникновения происшествий в Шуйском, Заволжском, Юрьевецком районах.
СПРАВОЧНО:
- в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 18.04.2024 № 176-п сроки навигации для плавания маломерных судов на судоходных водных объектах Ивановской области в 2024 году установлены с 27 апреля по 27 октября.
7) Существует вероятность обрушения зданий и их фасадов (постройки общественного и административного назначения, жилые дома). Источник – степень физического износа основных конструктивных элементов зданий, деформации и повреждения несущих конструкций зданий.
3. Рекомендации по реагированию на прогноз чрезвычайных ситуаций:
1) Усилить контроль за соблюдением судоводителями правил плавания на маломерных судах.
2) Продолжать регулярное патрулирование водоемов и рек Ивановской области, часто посещаемых судоводителями.
3) В целях пожаротушения иметь доступные условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
4) Обеспечить ремонт и надлежащее содержание подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
5) Организовать выполнение мероприятий по обеспечению проведения активной противопожарной пропаганды, включая установку аншлагов и билбордов, проведение подворовых обходов, инструктажей; распространение памяток, листовок, буклетов, брошюр; проведение профилактических бесед с гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу; проведение уроков по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях; размещение в местах возможного возникновения лесных и торфяных пожаров плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности, необходимости осторожного обращения с огнем, бережном отношении к лесу, мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
6) Организовать выполнение комплекса профилактических мероприятий по обеспечению населенных пунктов, попадающих в районы наибольшего риска возникновения лесных и торфяных пожаров, гарантированной связью и противопожарным водоснабжением, а также созданию в соответствующих муниципальных образованиях добровольных пожарных формирований.
7) Принять исчерпывающие меры и провести комплекс противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение перехода лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты.
8) Организовать максимально эффективную работу по тушению ландшафтных (природных) пожаров в течение первых суток с момента их обнаружения.
9) Иметь в наличии на подведомственных территориях противопожарные разрывы (минерализованные полосы) установленной ширины.
10) Организовать работу административных комиссий по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших нарушения содержания территорий, за сжигание сухой травы и мусора.
11) С целью снижения риска ДТП на опасных участках автодорог, выставить предупреждающие аншлаги, знаки и посты ДПС, а также обеспечить патрулирование.
12) Обеспечить достаточность резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций Ивановской области в соответствии с прогнозируемыми рисками ЧС.
13) Усилить контроль за управляющими и обслуживающими в сфере жилищно – коммунального хозяйства компаниями, обеспечивающими работу инженерных сетей (не допускать нарушения технологических правил эксплуатации систем горячего водоснабжения, тепловых сетей).
14) На территории полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов необходимо проводить мероприятия по регулярному увлажнению твердых бытовых отходов.
15) Заполнение полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов осуществлять послойным чередованием твердых бытовых отходов и инертных негорючих материалов. Запретить использование открытого огня.
16) В случае поступления фактической и/или прогностической информации об ОЯ и НЯ, рекомендуем ОГКУ «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» и администрациям муниципальных образований и городских округов организовать оповещение населения в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. №2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях».