ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ивановской области на 04 октября 2024 года
(на основе данных Ивановского ЦГМС – филиала ФБГУ «Центральное УГМС», Роспотребнадзора)
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1. Метеорологическая обстановка:
04 октября на территории Ивановской области облачно с прояснениями. Ночью без осадков, днем местами небольшой дождь. Ветер южный 5-10 м/с. Ночью по области от +5˚С до +10˚С. Днем по области от +15˚С до +20˚С.
1.2. Прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений:
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются
Гидрологическая обстановка на территории области в норме.
1.4 Лесопожарная обстановка:
С 21.04.2023 на территории Ивановской области установлен пожароопасный сезон.
В пожароопасном периоде могут возникнуть природные пожары, угрожающие населенным пунктам, объектам сельского хозяйства, садоводческим товариществам (в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 10.04.2024 № 145-п «Об утверждении перечня населенных пунктов Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2024 году, перечней территорий организаций отдыха детей и их оздоровления Ивановской области, территорий садоводства или огородничества Ивановской области, подверженных угрозе лесных пожаров в 2024 году, и начале пожароопасного сезона»).
Наиболее горимые участки Ивановского, Лежневского, Савинского, Фурмановского муниципальных районов, лесные участки Южского лесничества (источник - захламленность лесосек порубочными остатками, несвоевременная очистка квартальных просек, несвоевременная вывозка заготовленной древесины, разведение костров, неосторожное обращение с огнем граждан, проведение пожароопасных работ, работ с использованием открытого огня в лесах, на торфяниках).
На территории области зарегистрирован II класс пожарной опасности, за исключением г.о. Шуя, г.о. Кинешма, Шуйского м.р., Кинешемского м.р. и Юрьевецкого м.р., где прогнозируется III класс пожарной опасности.
На 04.10.2024 на территории области прогнозируется II класс пожарной опасности, за исключением г.о. Шуя, г.о. Кинешма, г.о Иваново, Ивановского м.р., Шуйского м.р., Кинешемского м.р., Приволжского м.р. и Юрьевецкого м.р., где прогнозируется III класс пожарной опасности.
Существует высокий риск возникновения ландшафтных пожаров.
Существует высокий риск возникновения пожаров, связанных с неконтролируемыми сельскохозяйственными палами (источник - бесконтрольное сжигание травы, пожнивных остатков, мусора, сухих веток и листьев вблизи строений, а также небезопасное использование открытого огня на природе).
Существует риск возгораний на полигонах ТБО (источник – нарушение владельцами полигонов регламента по утилизации твердых коммунальных и бытовых отходов).
1.5. Радиационная обстановка, загрязнение атмосферного воздуха:
Радиационная обстановка на территории региона находится в пределах нормы. Естественный радиационный фон составляет 0,09 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – низкий. Экологическая обстановка – устойчивая.
По данным наблюдений на стационарных постах Ивановского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» за прошедшие сутки в г. Иваново регистрировался низкий уровень загрязнения воздуха. В целом по городу максимальные разовые концентрации всех определяемых вредных примесей санитарных норм не превышали и достигали значений: диоксид серы – 0,1 ПДК; оксид углерода – 0,2 ПДК; диоксид азота – 0,7 ПДК; оксид азота – 0,4 ПДК; фенол – 0,3 ПДК; формальдегид – 0,2 ПДК; содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе – 0,1 ПДК.
1.6. Статистические данные о произошедших ЧС (происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС):
За 01.10.2024 зарегистрировано 9 техногенных пожара, погибших нет, пострадал 1 человек.
Пожарно–спасательные подразделения для ликвидации последствий ДТП привлекались 2 раза, погибших нет, пострадал 1 человек.
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и дорожно–транспортных происшествий.
ЧС выше муниципального уровня не прогнозируются.
1.7. Биолого–социальная обстановка:
1) Сохраняется риск заболеваний энтеровирусной инфекцией.
2) Существует вероятность заболеваний сальмонеллеза (наиболее частый путь заражения – пищевой, при употреблении мяса животных, птиц, яиц, а также через загрязненную воду при питье или купании).
3) В связи с активным посещением населения лесных массивов, сбора грибов и ягод, повышается вероятность возникновения случаев заблудившихся в лесу людей. Вероятность такого рода происшествий прогнозируется на территории всех муниципальных образований региона.
1.8. Функционирование ГУ МЧС России по Ивановской области в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ»:
ГУ МЧС России по Ивановской области и структурные подразделения функционируют в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с военным положением в ряде субъектов РФ и пандемией коронавируса и (Приказ ГУ МЧС России от 18.03.2020 № 160, с изменениями в рамках приказа № 580 от 20.10.2022).
ТП РСЧС Ивановской области функционирует в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
На базе ГУ развернут Оперативный штаб по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Приказ ГУ МЧС России от 22.08.2022 № 444).
C 01.11.2022 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области организована работа ОШ по реализации приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1039 (по мероприятиям гражданской обороны).
C 27.03.2024 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области развернут Оперативный штаб по контролю складывающейся обстановке в пожароопасный сезон на территории Ивановской области (Приказ ГУ МЧС России от 27.03.2024 № 196).
С 10.08.2024 на базе ГУ развернут оперативный штаб по контролю за организацией первоочередного жизнеобеспечения граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших территорию Курской области (Приказ ГУ МЧС России о т 10.08.2024 № 516).
2. Прогноз возникновения техногенных и природных ЧС
(происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС)
1) Существует высокая вероятность дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), затруднения движений всех видов транспорта (источник ЧС – нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных транспортных средств, выход на проезжую часть пешеходов, несоблюдение скоростного режима, загруженность федеральной трассы и автодорог административного значения, низкая квалификация водителей, погодные условия.
2) На территории области существует вероятность возникновения происшествий, связанных с железнодорожным транспортом (источник ЧС – нарушение в работе автоматики, сигнализации на железнодорожных путях, человеческий фактор, износ подвижного состава, столкновение с автотранспортом на железнодорожных переездах). Наибольшая вероятность возникновения происшествий – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Фурмановском, Тейковском, Ивановском и Савинском муниципальных районах.
3) Сохраняется высокая вероятность аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в связи:
с высоким процентом износа (выше 70%) водопроводных, канализационных, электрических и теплосетей, а также наличием на территории региона бесхозяйственных инженерных сетей;
с нарушениями в работе систем горячего и холодного водоснабжения.
4) Существует риск возникновения взрывов бытового газа (источник – нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении электрогазосварочных работ, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов).
5) Существует высокий риск возникновения пожаров в жилых домах и на придомовых территориях (источник – курение в нетрезвом виде, износ бытовых приборов и электропроводки, несоблюдение правил пожарной безопасности, гроза). Наибольшая вероятность возникновения пожаров в городских округах Иваново, Кинешма, Кохма, а также в Ивановском, Шуйском и Кинешемском районах.
6) Повышается вероятность возникновения происшествий на водных объектах (источник происшествий - несоблюдение правил поведения на водоемах и правил безопасности вблизи водоемов).
7) Существует вероятность обрушения зданий и их фасадов (постройки общественного и административного назначения, жилые дома). Источник – степень физического износа основных конструктивных элементов зданий, деформации и повреждения несущих конструкций зданий.
8) Существует вероятность неконтролируемого выброса нефти на водных объектах.
3. Рекомендации по реагированию на прогноз чрезвычайных ситуаций:
1. Усилить контроль за соблюдением судоводителями правил плавания на маломерных судах.
2. Организовать регулярное патрулирование водоемов и рек Ивановской области, часто посещаемых судоводителями и гражданами.
3. Проводить профилактические мероприятия по основам безопасности на водоемах для отдыхающих граждан.
4. В целях пожаротушения создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
5. Обеспечить ремонт и надлежащее содержание подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
6. Продолжать работу по проведению комплекса организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствии с ветеринарными правилами.
7. Продолжать выполнение мероприятий по обеспечению проведения активной противопожарной пропаганды, включая установку аншлагов и билбордов, проведение подворовых обходов, инструктажей; распространение памяток, листовок, буклетов, брошюр; проведение профилактических бесед с гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу; проведение уроков по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях; размещение в местах возможного возникновения лесных и торфяных пожаров плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности, необходимости осторожного обращения с огнем, бережном отношении к лесу, мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
8. Продолжать выполнение комплекса профилактических мероприятий по обеспечению населенных пунктов, попадающих в районы наибольшего риска возникновения лесных и торфяных пожаров, гарантированной связью и противопожарным водоснабжением, а также созданию в соответствующих муниципальных образованиях добровольных пожарных формирований.
9. Организовать максимально эффективную работу по тушению ландшафтных (природных) пожаров в течение первых суток с момента их обнаружения.
10. Выполнить на подведомственных территориях противопожарные разрывы (минерализованные полосы) установленной ширины, провести очистку населенных пунктов, в том числе прилегающих территорий, от сухой растительности и горючего мусора.
11. Активизировать работу административных комиссий по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших нарушения содержания территорий, за сжигание сухой травы и мусора.
12. С целью снижения риска ДТП на опасных участках автодорог, выставить предупреждающие аншлаги, знаки и посты ДПС, а также обеспечить патрулирование.
13. Обеспечить достаточность резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций Ивановской области в соответствии с прогнозируемыми рисками ЧС.
14. Усилить контроль за управляющими и обслуживающими в сфере жилищно – коммунального хозяйства компаниями, обеспечивающими работу инженерных сетей (не допускать нарушения технологических правил эксплуатации систем горячего и холодного водоснабжения).
15. На территории полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов необходимо проводить мероприятия по регулярному увлажнению твердых бытовых отходов. Заполнение полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов осуществлять послойным чередованием твердых бытовых отходов и инертных негорючих материалов. Запретить использование открытого огня.
16. В случае поступления фактической и/или прогностической информации об ОЯ и НЯ, рекомендуем ОГКУ «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» и администрациям муниципальных образований и городских округов организовать оповещение населения в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. №2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях».