ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ивановской области на 13 апреля 2024 года
(на основе данных Ивановского ЦГМС – филиала ФБГУ «Центральное УГМС», Роспотребнадзора)
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1. Метеорологическая обстановка:
13 апреля на территории Ивановской области облачно с прояснениями. Ночью небольшой дождь, днем преимущественно без осадков. Ветер северо-западный 6-11 м/с. Ночью по области от +1˚С до +6˚С. Днем по области от +7˚С до +12˚С.
1.2. Прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений:
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
1.3. Гидрологическая обстановка:
На реках Ивановской области установлен водный режим – половодье.
Гидрологическая обстановка на территории области соответствует сезонным изменениям. На водоемах продолжаются характерные для весны процессы разрушения ледяного покрова.
31 марта 2024 года произошло затопление низководного моста через р. Нерль, вблизи н.п. Новая Гаврилово-Посадского муниципального района.
Фактический уровень на гидропосту 442 см (за сутки -34 см)
Уровень затопления 85 см над мостом (-30 за сутки)
На контроле 11 приусадебных участков.
03 апреля 2024 года произошло затопление низководного моста через р. Теза, в н.п. Холуй, Южского муниципального района.
Фактический уровень на гидропосту 105 см (за сутки -39 см)
Уровень воды над полотном моста 8 см (за сутки -7 см)
Итого за Ивановскую область: подтоплено 2 низководных моста и 11 приусадебных участков.
1.3. Лесопожарная обстановка:
На всей территории области зарегистрирован II класс пожарной опасности, за исключением г.о. Иваново, г.о. Шуя, Ивановского м.р, Шуйского м.р. и Лухского м.р, где зарегистрирован III класс пожарной опасности.
На 13.04.2023 на территории области прогнозируется II класс пожарной опасности, за исключением г.о. Шуя, Шуйского м.р. и Лухского м.р., где прогнозируется III класс пожарной опасности.
Существует высокий риск возникновения ландшафтных пожаров.
Существует риск возникновения пожаров, связанных с неконтролируемыми сельскохозяйственными палами (источник -бесконтрольное сжигание травы, пожнивных остатков, мусора, сухих веток и листьев вблизи строений, а также небезопасное использование открытого огня на природе).
1.4. Радиационная обстановка, загрязнение атмосферного воздуха:
Радиационная обстановка на территории региона находится в пределах нормы. Естественный радиационный фон составляет 0,09 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – низкий. Экологическая обстановка – устойчивая.
По данным наблюдений на стационарных постах Ивановского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» за прошедшие сутки в г. Иваново регистрировался низкий уровень загрязнения воздуха. В целом по городу максимальные разовые концентрации всех определяемых вредных примесей санитарных норм не превышали и достигали значений: диоксид серы – 0,1 ПДК; оксид углерода – 0,3 ПДК; диоксид азота – 0,6 ПДК; оксид азота – 0,3 ПДК; фенол – 0,4 ПДК; формальдегид – 0,3 ПДК; содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе – 0,3 ПДК.
1.5. Ледовая обстановка.
Существует риск происшествий, связанный с провалом людей и техники под лед.
1.6. Статистические данные о произошедших ЧС (происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС):
За 11.04.2024 зарегистрировано 15 техногенных пожаров, погиб 1 человек, пострадавших нет.
Пожарно–спасательные подразделения для ликвидации последствий ДТП привлекались 1 раз, погибших нет, пострадавших нет.
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и дорожно–транспортных происшествий.
ЧС выше муниципального уровня не прогнозируются.
1.7. Биолого–социальная обстановка:
1) Повышается риск передачи клещевых инфекций.
По состоянию на 09.04.2024 г. В Ивановской области зарегистрировано 7 обращений жителей региона в медицинские организации по поводу укусов клещей.
Начало сезона активности клещей в прошлом году пришлось на
2 апреля. Общее число обратившихся в медицинские организации области по поводу присасывания клещей в 2023 году составило более 3 тысяч человек, большинство случаев пришлось на май - 38% обращений.
2) Существует высокий риск возникновения очагов бешенства животных
-на территории 200 метров юго-восточнее д.Зуево Заволжского района Ивановской области (на берегу р. Мера) возник очаг бешенства животных(лиса) (источник-письмо службы ветеринарии Ивановской области от 04.04.2024 №исх-512-027/05-11).
-на территории личного подсобного хозяйства по адресу местонахождения: Ивановская область, Савинский район, д. Шестуниха, ул. Дружба, д.22 объявлен эпизоотическим очагом (Указ Губернатора Ивановской области от 25.03.2024 №22-уг «Об установлении карантина по бешенству на территории Ивановской области).
- территория земель лесного фонда выдела 7 кварта 41 Комсомольского участкового лесничества областного государственного казенного учреждения «Ильинское лесничества» объявлен эпизоотическим очагом (Указ Губернатора Ивановской области от 13.03.2024 №16-уг «Об установлении карантина по бешенству на территории Ивановской области).
3) Сохраняется низкая вероятность заболеваний новой коронавирусной инфекцией (COVID–19).
4) Существует низкая вероятность заболеваний ОРВИ.
На 14 неделе 2024 года (c 01.04.2024 по 07.04.2024) заболеваемость регистрируется на том же уровне, что и на предыдущей неделе.
На территории Ивановской области наблюдается стабильная эпидемиологическая ситуация по сезонным респираторным вирусным инфекциям. На четырнадцатой неделе 2024 года (01.04.2024 – 07.04.2024) заболеваемость зарегистрирована на том же уровне, что и на предыдущей неделе. Эпидемический порог не превышен для всех групп населения. В пейзаже циркулирующих вирусов преобладают вирусы негриппозной этиологии.
1.8. Функционирование ГУ МЧС России по Ивановской области в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ»:
ГУ МЧС России по Ивановской области и структурные подразделения функционируют в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с военным положением в ряде субъектов РФ и пандемией коронавируса и (Приказ ГУ МЧС России от 18.03.2020 № 160, с изменениями в рамках приказа № 580 от 20.10.2022).
ТП РСЧС Ивановской области функционирует в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
На базе ГУ развернут Оперативный штаб по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Приказ ГУ МЧС России от 22.08.2022 № 444).
C 01.11.2022 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области организована работа РГ ПДОШ по реализации приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1039 (по мероприятиям гражданской обороны).
C 27.03.2024 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области развернут Оперативный штаб по контролю складывающейся обстановки в паводкоопасный период и пожароопасный сезон на территории Ивановской области на базе Центра управления кризисных ситуаций в рамках реализации приказа МЧС России от 22.12.2023 № 1324.
2. Прогноз возникновения техногенных и природных ЧС
(происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС)
1) Существует вероятность подтопления пониженных участков местности, в том числе приусадебных участков, жилых домов, подвалов, а также объектов инфраструктуры (источник –повышенный температурный фон, низкая пропускная способность и неисправность/замусоренность дренажным систем).
2) Сохраняется высокая вероятность возникновения происшествий на водных объектах (источник происшествий – активное таяние льда, отрыв припая прибрежного льда с рыбаками, несоблюдение правил безопасности вблизи водоемов; несоблюдение правил безопасности во время весенней рыбалки).
3) Существует высокая вероятность дорожно-транспортных происшествий (ДТП), затруднения движений всех видов транспорта (источник ЧС – нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных транспортных средств, выход на проезжую часть пешеходов, несоблюдение скоростного режима, загруженность федеральной трассы и автодорог административного значения, низкая квалификация водителей).
4) На территории области существует вероятность возникновения происшествий, связанных с железнодорожным транспортом (источник ЧС – нарушение в работе автоматики, сигнализации на железнодорожных путях, человеческий фактор, износ подвижного состава, столкновение с автотранспортом на железнодорожных переездах). Наибольшая вероятность возникновения происшествий – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Фурмановском, Тейковском, Ивановском и Савинском муниципальных районах.
5) В связи с продолжением отопительного периода сохраняется вероятность аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в связи:
– с высоким процентом износа (выше 70%) водопроводных, канализационных, электрических и теплосетей, а также наличием на территории региона бесхозяйственных инженерных сетей;
– с нарушениями в работе систем холодного и горячего водоснабжения.
6) Существует риск возникновения взрывов бытового газа (источник – нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении электрогазосварочных работ, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов).
7) Существует высокий риск возникновения пожаров в жилых домах и на придомовых территориях (источник происшествий – курение в нетрезвом виде, износ бытовых приборов и электропроводки, несоблюдение правил пожарной безопасности). Наибольшая вероятность возникновения пожаров – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Ивановском, Родниковском и Комсомольском районах.
8) Существует вероятность обрушения зданий и их фасадов (постройки общественного и административного назначения, жилые дома). Источник - степень физического износа основных конструктивных элементов зданий, деформации и повреждения несущих конструкций зданий, нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и проведении газосварочных работ.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
1. Органам местного самоуправления продолжать мероприятия по отводу талых вод от дорожного полотна и обочин на низменных участках, открытию отверстий водопропускных труб.
2. Органам местного самоуправления продолжать мероприятия, направленных на подготовку ливневой канализации к пропуску талых вод.
3. Исходя из климатической обстановки, эксплуатирующим организациям, совместно с органами местного самоуправления принять меры по ограничению и запрету организации массовой рыбной ловли на льду водоемов, информированию населения об опасности выхода на лед.
4. Органам местного самоуправления продолжать мероприятия по очистке берегов рек населенных пунктов от поваленных деревьев и бытового мусора, мероприятий по опиловке кустарников и вырубке деревьев, аккумулирующих наносной мусор на акватории водного объекта и препятствующих нормальному току воды, создающих зоны подтопления.
5. Своевременно оповещать об угрозе затопления, проводить разъяснительную работу по действиям населения в период весеннего половодья (паводка) и в условиях чрезвычайной ситуации.
6. В период прохождения паводковых вод организовать ежедневное патрулирование паводкоопасных и затороопасных участков подконтрольной территории, продолжать проведение необходимых превентивных мероприятий.
7. Продолжать проведение регулярных патрулирований водных объектов с проведением дополнительных профилактических бесед и практических занятий с различными категориями населения по разъяснению правил поведения на льду, недопущения выхода на лед и способов оказания первой помощи, терпящим бедствия на воде, уделив особое внимание детской безопасности и работе с родителями.
8. Осуществлять мониторинг ледовой обстановки и выявлять места массового скопления людей на льду и несанкционированных ледовых переправ; привлекать к административной ответственности нарушителей запрета выхода на лед.
9. С целью снижения риска ДТП на опасных участках автодорог, выставить предупреждающие аншлаги, знаки и посты ДПС, а также обеспечить патрулирование.
10. Обеспечить достаточность резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций Ивановской области в соответствии с прогнозируемыми рисками ЧС.
11. В целях пожаротушения создать условия для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
12. Обеспечить ремонт и надлежащее содержание подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
13. Усилить контроль за управляющими и обслуживающими в сфере жилищно – коммунального хозяйства компаниями, обеспечивающими работу инженерных сетей (не допускать нарушения технологических правил эксплуатации систем горячего водоснабжения, тепловых сетей).
14. Организовать выполнение мероприятий по обеспечению проведения активной противопожарной пропаганды в части информирования населения
о мерах пожарной безопасности, в том числе об использовании электронагревательных приборов и печного отопления.
15. Организовать выполнение мероприятий по обеспечению проведения активной противопожарной пропаганды, включая установку аншлагов и билбордов, проведение подворовых обходов, инструктажей; распространение памяток, листовок, буклетов, брошюр; проведение профилактических бесед с гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу; проведение уроков по безопасности
жизнедеятельности в образовательных учреждениях и оздоровительных лагерях; размещение в местах возможного возникновения лесных и торфяных пожаров плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности, необходимости осторожного обращения с огнем, бережном отношении к лесу, мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
16. Организовать выполнение комплекса профилактических мероприятий по обеспечению населенных пунктов, попадающих в районы наибольшего риска возникновения лесных и торфяных пожаров, гарантированной связью и противопожарным водоснабжением, а также созданию в соответствующих муниципальных образованиях добровольных пожарных формирований.
17. Активизировать работу административных комиссий по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших нарушения содержания территорий, за сжигание сухой травы и мусора.
18. Продолжать работу по проведению комплекса организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствии с ветеринарными правилами.
19. В случае поступления фактической и/или прогностической информации об ОЯ и НЯ, рекомендуем ОГКУ «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» и администрациям муниципальных образований и городских округов организовать оповещение населения в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. №2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях».