ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ивановской области на 29 января 2023 года
(на основе данных Ивановского ЦГМС – филиала ФБГУ «Центральное УГМС», Роспотребнадзора)
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1. Метеорологическая обстановка:
29 января на территории Ивановской области будет облачная погода. Небольшой снег. На дорогах гололедица. Ветер юго-западный 5-10 м/с. Ночью по области от –10˚С до –5˚С. Днем по области от –6˚С до –1˚С.
1.2. Гидрометеорологическая обстановка:
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
1.3. Радиационная обстановка, загрязнение атмосферного воздуха:
Радиационная обстановка на территории региона находится в пределах нормы. Естественный радиационный фон составляет от 0,09 до 0,11 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – низкий. Экологическая обстановка – устойчивая.
По данным наблюдений на стационарных постах Ивановского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» за прошедшие сутки в г. Иваново регистрировался низкий уровень загрязнения воздуха. В целом по городу максимальные разовые концентрации всех определяемых вредных примесей санитарных норм не превышали и достигали значений: диоксид серы – 0,1 ПДК; оксид углерода – 0,2 ПДК; диоксид азота – 0,5 ПДК; оксид азота – 0,1 ПДК; фенол – 0,3 ПДК; формальдегид – 0,2 ПДК; содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе – 0,1 ПДК.
1.4. Статистические данные о произошедших ЧС (происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС):
За 27.01.2023 зарегистрировано 3 техногенных пожара, погибло 2 человека, пострадавших нет.
Пожарно–спасательные подразделения для ликвидации последствий ДТП привлекались 1 раз, погибших нет, пострадал 1 человек.
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и дорожно–транспортных происшествий.
ЧС выше муниципального уровня не прогнозируются.
1.5. Биолого–социальная обстановка:
Сохраняется высокая вероятность заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией (COVID–19).
На территории Ивановской области на 03 неделе 2023 года (16.01.2023 – 22.01.2023) по данным оперативного мониторинга за медицинской помощью с клиникой ОРВИ обратилось 6056 человек. В городе Иваново на 03 неделе зарегистрировано 3449 случаев ОРВИ.
По результатам лабораторных исследований в структуре положительных находок продолжают регистрироваться вирусы не гриппозной и гриппозной этиологии (грипп А (H1N1, H3N2) и грипп В).
По состоянию на 23 января 2023 года зарегистрировано 131835 подтверждённых случаев COVID-19. За неделю выявлено 189 новых случаев, максимальное количество заболевших зарегистрировано: в г. Иваново (72 случая – 38,1%), г. Кинешма (22 случая - 11,6%), г. Кохма (12 случаев – 6,3).
В настоящий момент 128209 человек выписаны с выздоровлением.
Всего за период эпидемиологического мониторинга на новую коронавирусную инфекцию проведено 2441466 исследований, обследовано 2383728 человек, в том числе из числа граждан, прибывших из стран, неблагополучных по новой коронавирусной инфекции.
Сохраняется низкая вероятность выявления новых очагов африканской чумы свиней.
1.6. Функционирование ГУ МЧС России по Ивановской области в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ»:
C 01.11.2022 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области организована работа оперативного штаба по реализации приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1039.
ГУ МЧС России по Ивановской области и структурные подразделения функционируют в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с пандемией коронавируса и военным положением в ряде субъектов РФ (Приказ ГУ МЧС России от 18.03.2020 № 160, с изменениями в рамках приказа № 580 от 20.10.2022).
На базе ГУ развернут Оперативный штаб по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Приказ ГУ МЧС России от 22.08.2022 № 444).
ТП РСЧС Ивановской области функционирует в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» (в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции – Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
2. Прогноз возникновения техногенных и природных ЧС
(происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС)
1) Существует высокая вероятность возникновения ДТП, заторов на трассах федерального, областного и местного значения (источник ЧС – нарушение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных транспортных средств, выход на проезжую часть пешеходов, несоблюдение скоростного режима, загруженность федеральной трассы и автодорог административного значения, низкая квалификация водителей, погодные условия – небольшой снег, на дорогах гололедица. Зимние метеорологические процессы повышают вероятность возникновения транспортных аварий. Высокая вероятность возникновения ДТП – в городских округах Иваново, Вичуга, а также в Комсомольском, Шуйском, Лежневском и Фурмановском районах.
2) На территории области существует вероятность возникновения происшествий, связанных с железнодорожным транспортом (источник ЧС – нарушение в работе автоматики, сигнализации на железнодорожных путях, человеческий фактор, износ подвижного состава, столкновение с автотранспортом на железнодорожных переездах). Наибольшая вероятность возникновения происшествий – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Фурмановском, Тейковском, Ивановском, Савинском муниципальных районах.
3) В связи с продолжением отопительного периода 2022–2023 гг. прогнозируются высокие риски:
– аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в связи с высоким процентом износа (выше 65 %) водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, наличием на территории региона бесхозяйственных инженерных сетей;
– роста нагрузки на электрические сети при работе электронагревательных приборов;
– нарушения в работе теплосетей и систем водоснабжения.
4) Существует риск возникновения взрывов бытового газа (источник – нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении электрогазосварочных работ, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов).
5) Существует вероятность возникновения аварий на объектах системы ЖКХ, в связи с высоким процентом износа водопроводных и канализационных сетей (до 65%). Наиболее вероятны аварии в Ивановском и Фурмановском муниципальном образовании.
6) Сохраняется высокая вероятность возникновения пожаров в жилых домах и взрывов бытового газа (источник происшествий – курение в нетрезвом виде, износ бытовых приборов и электропроводки, несоблюдение правил пожарной безопасности, неправильная эксплуатация газового, печного и другого оборудования, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов). Наибольшая вероятность возникновения пожаров – в городских округах Иваново, Кинешма, Кохма, а также в Ивановском, Южском, Лежневском и Вичугском районах.
7) Сохраняется высокий риск происшествий на реках, озерах, водохранилищах, карьерах, связанный с провалом людей и техники под лед.
8) Существует вероятность обрушения зданий и фасадов (постройки общественного и административного назначения, жилые дома) (источник – степень физического износа основных конструктивных элементов зданий, нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении газосварочных работ).
9) Существует высокая вероятность возникновения несчастных случаев, обусловленных сходом снежных масс и наледи с крыш зданий, а также падением сосулек (источник – понижение температуры воздуха до отрицательных отметок).
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
1. Органам местного самоуправления организовать работу по выполнению превентивных мероприятий в соответствии с оперативным прогнозом и рисками, с целью снижения последствий возможных ЧС (происшествий):
– осуществлять непрерывный мониторинг за функционированием систем жизнеобеспечения населения, объектов электроэнергетического комплекса и жилищно–коммунального хозяйства, состоянием СЗО;
– осуществлять контроль за готовностью и достаточностью аварийно–восстановительных бригад муниципальных образований к реагированию на
возникновение аварий, за наличием и готовностью к работе резервных источников питания, обратить особое внимание на объекты с круглосуточным пребыванием людей;
– поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. С целью снижения риска ДТП на опасных участках автодорог: рекомендуем выставить предупреждающие аншлаги, знаки и посты ДПС, а также обеспечить патрулирование.
3. Обеспечить достаточность резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций Ивановской области в соответствии с прогнозируемыми рисками ЧС.
4. Обеспечить ремонт и надлежащее содержание подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
5. Усилить контроль за управляющими и обслуживающими в сфере жилищно – коммунального хозяйства компаниями, обеспечивающими работу инженерных сетей (не допускать нарушения технологических правил эксплуатации систем горячего водоснабжения, низкую готовность тепловых сетей).
6. Обеспечить размещение в СМИ материалов пропагандистского характера по вопросам предупреждения гибели людей (детей) на пожарах; обеспечить регулярное размещение статей и заметок на интернет–порталах о ходе проводимой работы, причинах пожаров в жилом секторе, о мерах пожарной безопасности в быту при использовании теплогенерирующего электрооборудования, нагревательных приборов, печного отопления и о необходимых действиях в случае возникновения пожара.
7. В связи с погодными условиями исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Ивановской области:
обеспечить уборку дорожно–транспортной сети от снега;
организовать посыпку дорог твердыми/жидкими реагентами;
иметь в рабочем состоянии снегоуборочную технику;
своевременно обеспечивать состояние дорог и тротуаров, при котором будет достигаться безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов (особое внимание уделять состоянию школьных и медицинских маршрутов).
8. Осуществлять мониторинг ледовой обстановки и выявлять места массового скопления людей на льду и несанкционированных ледовых переправ; привлекать к административной ответственности нарушителей запрета выхода на лед.
9. Департаменту жилищно–коммунального хозяйства Ивановской области обеспечить своевременную очистку кровли домов, строений промышленного назначения, торговых павильонов, объектов социальной инфраструктуры от снега и наледи, во избежание формирования на крышах огромных снежных и ледяных масс.
10. Единым дежурно–диспетчерским службам организовать доведение ОЕП до ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно–спасательных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС.
11. О случаях нарушений в системах жизнеобеспечения населения, угрозе возникновения (возникновении) происшествий (ЧС), незамедлительно сообщать в ЦУКС ГУ МЧС России по Ивановской области.
12. В случае поступления фактической и/или прогностической информации об ОЯ и НЯ, главам муниципальных образований рекомендуем произвести оповещение населения в рамках Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2322 “О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях”.