27 декабря 2014, 09:20
18
6 минут

Интервью спасателя первого класса, старшего смены областного аварийно-спасательного отряда Виктора Коротенко

Интервью со спасателем первого класса, старшим смены областного аварийно-спасательного отряда Виктором Коротенко ко Дню Спасателя об особенностях этой профессии

Их "ползунки" - не для младенцев

Когда на место происшествия прибывают одновременно несколько служб, люди зачастую обращаются первым делом к спасателям. Может быть, потому, что «газель» с яркой оранжевой полосой цветом напоминает «скорую помощь»?.. 27 декабря в России отмечается День спасателя. Незадолго до него мы встретились с одним из представителей этой профессии – спасателем первого класса, старшим смены областного аварийно-спасательного отряда Виктором Коротенко.

- Виктор, как получилось, что вы выбрали такую профессию?

- После службы в армии я работал на промышленном предприятии. Рубеж 1990 – 2000-х был временем, когда зарплату часто задерживали. Я подыскивал себе другую работу. Как-то по телевизору увидел передачу о спасателях. Она произвела на меня впечатление, и я пришел в отряд. Поначалу работу представлял себе совсем не такой. Она оказалась более грязной, что ли. Но по большому счету, действительно благородной и овеянной риском.

- Слово «спасать» имеет много оттенков…

- Да, профессия спасателя – широкого профиля. Мы работаем и с захлопнувшимися дверьми – это тоже спасение людей. На ДТП – вскрываем заблокированные машины. На пожарах помогаем сотрудникам МЧС. Ищем «потеряшек» в лесах... Наши инструменты – от кувалды до высокотехнологичных приборов. У нас даже есть поговорка: когда ничего нельзя сделать, приходят спасатели и с помощью лома делают всё.
Важная часть нашей работы – профилактические мероприятия. Это разъяснительная работа в школах и среди населения. Так, в 2010 году, когда горели леса, мы ездили по деревням и убеждали людей окашивать окружающую территорию.

- Зимой на какие происшествия приходится выезжать чаще?

- Как это ни покажется странным – на пожары. От ожогов зимой пострадавших гораздо больше, чем от обморожений. Зимой люди греются, и греются безграмотно. Не всегда установленные котлы соответствуют правилам техники безопасности. Жильцы включают много электронагревательных приборов, и провода не выдерживают. Недавно в деревне Тимошиха Ивановского района в двухэтажном доме взорвался угольный котел. Мужчина, в чьей квартире это случилось, получил тяжелые ожоги. Сейчас находится в больнице в Нижнем Новгороде.
На втором месте по выездам, пожалуй, ДТП. Зимой их бывает больше из-за того, что водители не соблюдают скоростной режим. Если летом это может обойтись без последствий, то зимой сцепление протектора покрышек с дорогой совсем другое. Зимние ДТП, как правило, групповые, с несколькими пострадавшими. За примером далеко ходить не надо: ДТП на трассе Иваново – Родники около недели назад. Столкнулись пять машин, двое погибших.
В зимний период большую помощь оказываем и ГИМСу. Помогаем транспортировать людей, спасенных из водоемов. У нас есть снегоход «Буран», на котором можно быстро добраться до любой точки области.

- Бывает страшно?

- Да, причем часто от точного знания того, что может произойти. В деревне Иванково года два назад трое рыбаков провалились в полынью. Один сразу же утонул. Другой сумел выбраться и вызвал спасателей. Когда мы прибыли на место, рыбак еще держался на плаву. Вылезти он не мог: кромка льда обламывалась. Мы с коллегой Евгением надели спасательные резиновые костюмы L-1, которые в просторечье называют «ползунки», взяли пожарную лестницу-штурмовку, веревки и двинулись к пострадавшему. Лед под нами жестоко трещал. Вот тогда было страшно! Мы знали, что наши спецкостюмы вмещают 150 литров воды и заполняются очень быстро. Неожиданно мы провалились под лед. Спасло только то, что мы держали лестницу – Евгений спереди, я сзади. Удерживаясь за нее, смогли выбраться.
Подойти к пострадавшему достаточно близко, чтобы протянуть ему лестницу, никак не удавалось. Хорошо, что неподалеку оказался рыбак из Мурманска, у которого в машине была надувная резиновая лодка. На этой лодке, чудом не порезав борта о края льдин, он подплыл к пострадавшему и вытащил его. Обратно мы тащили эту лодку на веревках. Бросали вперед лестницу, на нее вставали и подтягивали лодку как можно ближе. Провалившийся рыбак остался жив.

- Какие-то издержки есть в вашей работе?

- Скорее не в работе, а в профессиональной подготовке. Нам требуется постоянно поддерживать форму. А ребятам, приходящим в отряд, – приобретать навыки спасения. На территории базы мы своими руками оборудуем тренировочный комплекс. В эллинге для машин и оборудования отрабатываем альпинистские навыки. В полуразрушенном здании бывшего роддома, также находящемся на территории базы, проводим тренировки по спасению в завалах. Недавно нам подарили старые «жигули», сданные по программе утилизации: на них будем отрабатывать спасение пострадавших в аварийных ситуациях – разрезание кузова, отжатие руля…

- Приходилось участвовать в спасательных работах в ЧС общероссийского масштаба?

- Да, мы эвакуировали людей во время затопления Крымска и в Хабаровском крае, убирали разлившуюся из танкера нефть на Волге...

- Как родные относятся к вашей работе?

- С пониманием. Даже когда пришел срочный вызов в Крымск, жена только вздохнула, собрала одежду и дала с собой бутерброды и термос с горячим кофе.

Анна Парышева

«Ивановская газета»  № 222 (25.12.2014)

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4932) 29-91-05
Приемная
8 (4932) 29-99-99
Единый «телефон доверия»
gu_mchs@37.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)