Постановление Правительства Ивановской области "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. N 29-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ
В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в действующей редакции) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить Типовое положение о муниципальной пожарной охране (прилагается).
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований утвердить положение о муниципальной пожарной охране.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Вавилова О.В.
Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ
Утверждено
постановлением
Правительства
Ивановской области
от 02.03.2006 N 29-п
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ
I. Общие положения
1. Муниципальная пожарная охрана (далее - МПО) - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
2. МПО создается по решению руководителей органов местного самоуправления на территориях муниципальных образований в населенных пунктах, которые находятся вне зоны обслуживания пожарных частей (нормативный радиус обслуживания составляет в городах 3 км, в сельской местности - 12 км). МПО создается в форме учреждения. Органы местного самоуправления являются учредителями МПО и определяют организационно-правовые, экономические основы создания и деятельности МПО, состав, структуру исходя из возложенных на них задач в области пожарной безопасности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации, а также требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления.
3. В своей деятельности МПО руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативно-правовыми актами Ивановской области, правовыми актами органов местного самоуправления.
4. МПО осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов местного самоуправления.
МПО может привлекаться на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ:
в соответствии с планом привлечения сил и средств на тушение пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в муниципальном образовании;
за границы территории района выезда в соответствии с планами взаимодействия с соответствующими административными образованиями, а также по решению на то уполномоченных лиц органов местного самоуправления.
5. МПО принимает участие в разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих вопросы пожарной безопасности, и в исполнении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий в области пожарной безопасности.
6. Штат и нормы обеспечения аварийно-спасательными, пожарными и другими средствами МПО утверждаются руководителем органа местного самоуправления в соответствии с типовыми штатами, штатными перечнями и нормами, установленными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Общие квалификационные требования, предъявляемые к работникам МПО, а также примерное штатное расписание подразделений МПО приведены соответственно в приложениях 1 и 2.
7. МПО в установленном порядке взаимодействует с организациями МЧС России и другими организациями при выполнении стоящих перед подразделением задач.
8. Для осуществления возложенных на МПО задач и функций за ней закрепляются объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения тушения пожаров, на праве оперативного управления.
9. Финансовое обеспечение МПО осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств, получаемых от осуществления разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
МПО вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, разрешенную для пожарной и аварийно-спасательных служб законодательством Российской Федерации, а также учредительными документами в порядке, установленном собственником.
Порядок использования средств, получаемых от осуществления разрешенной законодательством приносящей доход деятельности, определяется соответствующими органами местного самоуправления.
10. Материально-техническое обеспечение МПО осуществляется за счет материально-технических ресурсов муниципальных образований, организаций и иных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.
11. Контроль за деятельностью МПО, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО, полученных ей финансовых и материальных средств осуществляется в установленном порядке органами местного самоуправления.
II. Основные задачи МПО
12. Основными задачами МПО являются:
поддержание сил и средств в постоянной готовности к выполнению возложенных на нее задач;
разработка документов по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с полномочиями на территориях районов выезда;
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территориях районов выезда в соответствии с полномочиями;
создание и совершенствование материально-технической базы, осуществление профессиональной подготовки личного состава, осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников МПО и членов их семей.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков МПО не привлекается.
III. Основные функции МПО
13. В систему МПО входят:
органы управления;
подразделения и организации, предназначенные для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
14. МПО в соответствии с возложенными на нее задачами:
принимает в установленном порядке участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории района выезда;
привлекается к тушению лесных и торфяных пожаров и проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;
выполняет специальные инженерно-технические работы при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оказывает на пожарах и проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ первую доврачебную помощь пострадавшим;
разрабатывает документы по вопросам организации профилактики и тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в пределах компетенции;
участвует в разработке и корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и потенциально опасных и особо важных предприятиях, расположенных в районе выезда;
организует специальное первоначальное обучение, профессиональную специальную и физическую подготовку личного состава;
готовит и обеспечивает проведение в установленном порядке аттестации личного состава;
проводит в установленном порядке пожарно-тактические учения (занятия), изучение и исследование характерных пожаров, аварийно-спасательных работ;
проводит работу по внедрению эффективных приемов и способов тушения пожаров, ведению аварийно-спасательных работ;
участвует в разработке мероприятий по подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, действиям в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций;
участвует в подготовке пожарных, спасателей и добровольных пожарных обществ;
организует и осуществляет взаимодействие с подразделениями всех видов пожарной охраны;
участвует в организации системы обучения работников организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, мерам пожарной безопасности;
оказывает помощь Государственному пожарному надзору в профилактике пожаров;
участвует в разработке, издании и распространении наглядно-изобразительной продукции, тематической литературы, документальных и учебных фильмов, направленных на предупреждение пожаров, гибели и травмирования людей при них;
осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в сфере информирования населения о состоянии пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании и их последствиях;
осуществляет взаимодействие с органами социальной защиты населения по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности соответствующим контингентом, требующим внимания органов социальной защиты населения муниципального образования;
осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в области обеспечения пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
анализирует работу по противопожарной пропаганде и обучению населения, проводимую органами местного самоуправления, собственниками (руководителями) предприятий, и разрабатывает предложения по улучшению ее эффективности;
осуществляет учет мероприятий, проводимых по вопросам противопожарной пропаганды и обучения населения;
ведет учет организаций, осуществляющих обучение населения муниципального образования мерам пожарной безопасности;
организует работу юных пожарных, участвует в подготовке команд к участию в соревнованиях, тематических мероприятиях, слетах и т.д.;
осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу обучения детей мерам пожарной безопасности, оказывает методическую и практическую помощь работникам образовательных учреждений в организации преподавания предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
осуществляет противопожарное обеспечение спасательных и других аварийно-восстановительных работ;
привлекает в случае необходимости добровольных пожарных и спасателей общественных спасательных формирований, имеющих соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке, а также граждан с их согласия к участию в тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
информирует органы местного самоуправления, территориальные органы Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), руководителей организаций о фактах нарушений мер пожарной безопасности, которые могут привести к пожарам, авариям и катастрофам техногенного характера, а также при проведении оздоровительных, культурных, спортивных и других массовых мероприятий;
анализирует состояние травматизма и заболеваемости среди личного состава, разрабатывает профилактические мероприятия по улучшению охраны труда и техники безопасности;
участвует в соревнованиях по пожарно-спасательному и другим видам спорта; анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории муниципального образования, готовит в установленном порядке предложения по ее совершенствованию;
осуществляет планирование и контроль за реализацией плановых мероприятий, требований нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности;
ведет учет пожаров и последствий от них на территории муниципального образования;
определяет потребности в приобретении пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования и снаряжения, средств связи в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации;
обеспечивает поддержание в постоянной готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования и средств связи;
организует эксплуатацию зданий, сооружений, пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования, снаряжения, средств связи, закрепленных на праве оперативного управления;
организует и проводит мероприятия совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения УВД Ивановской области по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
ведет учет лимитной и штатной численности личного состава, анализ и подготовку предложений по совершенствованию структуры и рациональному использованию имеющейся численности;
контролирует работу по подбору, расстановке, обучению и закреплению кадров, разработке мероприятий по повышению профессионального мастерства личного состава, формированию резерва для выдвижения на вышестоящие должности, организацию работы с лицами, зачисленными в этот резерв;
решает в установленном порядке вопросы, связанные с назначением на должности и освобождением от должности сотрудников;
рассматривает ходатайства и готовит соответствующие материалы на представление личного состава МПО к государственным и ведомственным наградам;
организует воспитательную работу, проводит мероприятия по укреплению дисциплины среди личного состава и соблюдению законности, поддержанию связи с профсоюзами, страховыми компаниями и другими заинтересованными организациями по вопросам правовой и социальной защиты личного состава;
вносит в установленном порядке предложения по изменению (уточнению) объемов и направлений использования бюджетных ассигнований, выделяемых из соответствующих бюджетов;
осуществляет в установленном порядке контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении;
использует находящееся в его оперативном управлении имущество в соответствии с его целями и задачами своей деятельности.
IV. Руководство МПО
15. МПО возглавляет начальник.
Начальник МПО назначается на должность и освобождается от должности руководителем органа местного самоуправления (главой муниципального образования) по согласованию с территориальным органом ГПС.
Начальник МПО обязан:
знать оперативную обстановку, связанную с пожарами;
знать месторасположение потенциально опасных объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений, а также пожарную опасность технологических процессов производства, технические и оперативно-тактические характеристики специальной техники, порядок ее использования, дислокацию поисково-спасательных служб и подразделений пожарной охраны;
знать руководящие документы, а также основные положения стандартов, норм и правил, содержащих требования по применению сил и средств ГПС, а также в области пожарной безопасности и осуществлению мероприятий по предупреждению пожаров, гибели и травмирования людей при них;
принимать участие в разработке документов предварительного планирования применения поисково-спасательных сил и средств при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на потенциально опасных объектах, находящихся в зоне обслуживания МПО;
изучать и знать деловые и морально-психологические качества личного состава МПО;
организовывать работу и контролировать состояние дежурных сил и средств МПО;
устанавливать полномочия своим заместителям и руководителям (начальникам) подразделений МПО;
обеспечивать при разработке и проведении противопожарных мероприятий и поисково-спасательных работ взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями, надзорными органами и службами правоохранительных органов;
организовывать и контролировать содержание пожарно-технического вооружения и эксплуатацию зданий, сооружений, спасательной и пожарной техники, аварийно-спасательного инструмента, хозяйственно-финансовую деятельность и материально-техническое обеспечение МПО;
проводить мероприятия по развитию материально-технической базы МПО;
обеспечивать подбор и расстановку кадров, их воспитание и профессиональную подготовку;
организовывать работу по проведению служебной аттестации личного состава;
осуществлять контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО;
обеспечивать расходование финансовых и материальных средств по целевому назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов, соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию средств.
16. Начальник МПО имеет право:
проводить плановые и внеплановые проверки состояния готовности МПО;
ходатайствовать в установленном порядке о награждении работников МПО за отвагу и личное мужество, проявленные при участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, государственными наградами Российской Федерации, наградами МЧС России, а также по другим видам поощрения;
определять способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ исходя из складывающейся обстановки;
представлять МПО в органах местного самоуправления;
применять в установленном порядке и в пределах своей компетенции поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на личный состав МПО;
организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы личного состава;
при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с обстановкой принимать решения, ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории, где осуществляются действия при тушении пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
V. Трудовые отношения в МПО
17. В МПО принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на МПО. Работники осуществляют свою деятельность на основе трудового договора.
На работников МПО распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
18. Работники МПО в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
VI. Реорганизация и ликвидация МПО
19. Реорганизация и ликвидация МПО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
VII. Организация взаимодействия МПО с другими видами
пожарной охраны
20. Порядок взаимодействия МПО с другими видами пожарной охраны определяется законодательством Российской Федерации.
21. Взаимодействие может осуществляться по следующим основным принципам:
организация совместной деятельности в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией;
обеспечение единого подхода к уровню требований, предъявляемых при осуществлении контроля за обеспечением пожарной безопасности.
22. Основным направлением взаимодействия является осуществление совместных действий по предупреждению и тушению пожаров на территории муниципального образования.
23. В соответствии с основными принципами взаимодействия МПО с другими видами пожарной охраны могут:
осуществляться комплексные проверки состояния пожарной безопасности организаций (объектов);
образовываться совместные комиссии по расследованию пожаров с человеческими жертвами и крупным материальным ущербом;
осуществляться обмен информацией о пожарах и их последствиях на территории муниципального образования;
разрабатываться и согласовываться с руководителями муниципальных образований порядок привлечения подразделений пожарной охраны для ликвидации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в данных муниципальных образованиях, а также на территории соседних муниципальных образований;
проводиться совместные пожарно-тактические учения в организациях (объектах) с отработкой взаимодействия со всеми службами жизнеобеспечения организации (объекта).
VIII. Осуществление контроля деятельности подразделений МПО
24. Контроль деятельности подразделений МПО может осуществлять орган управления МПО в пределах своей компетенции.
25. Проверки могут организовываться и проводиться по всем направлениям служебной деятельности подразделений МПО.
26. Результаты проверок оформляются в виде справок, которые должны содержать также выводы и предложения по устранению выявленных недостатков.
27. Должностные лица МПО за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации
Приложение 1
к Типовому положению
ОБЩИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКАМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
К работникам МПО предъявляются такие же требования, что и к работникам ГПС, с учетом организации службы, регламентируемой законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Каждый работник МПО должен
знать:
законодательство, решения органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, нормативные акты и документы МЧС России, нормативы, правила и стандарты, действующие в сфере обеспечения пожарной безопасности, с учетом должностной и функциональной компетенции;
структуру, функции, задачи, формы и методы работы ГПС;
основы управления и организации труда, делопроизводства в подразделениях МПО и по исполняемой должности;
организацию газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) в подразделениях, устройство, правила эксплуатации и обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД);
задачи и функции технической службы и службы связи;
основы кадровой работы;
основные тактико-технические характеристики и тактические возможности пожарного подразделения;
опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, приемы и способы прекращения горения;
особенности пожарной опасности, пожароопасные и другие опасные свойства веществ, материалов, конструкций и оборудования на закрепленном участке (районе, секторе, зоне) работы;
методику изучения пожаров;
правила охраны труда при несении службы и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
средства и методы оказания первой доврачебной помощи;
уметь:
применять на практике законодательство, регулирующее отношения в области борьбы с пожарами, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности;
анализировать оперативно-служебную деятельность, действия подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ по исполняемой должности, разрабатывать и осуществлять мероприятия по их совершенствованию;
работать в СИЗОД, с пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;
готовить к работе и применять закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику основного (специального) назначения и средства связи;
проверять и оценивать состояние систем противопожарной защиты и противопожарного водоснабжения;
грамотно составлять (оформлять) служебные документы, организовывать и вести учет и отчетность в объеме исполняемых по должности обязанностей;
оказывать первую доврачебную помощь;
выполнять нормативы по пожарно-строевой и физической подготовке;
проводить испытание пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента и оборудования;
иметь навыки:
в разработке документов службы;
работы в СИЗОД;
в исполнении обязанностей должностных лиц на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ;
в обнаружении и устранении неисправностей при обслуживании и эксплуатации закрепленной основной (специальной) техники (оборудования) и средств связи;
в пользовании первичными средствами пожаротушения.
Приложение 2
к Типовому положению
ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Наименование должностей |
Категория
|
Количество
|
Код |
|
Разряд
| ||||
I |
II |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Руководство | ||||
Начальник части |
работник |
1 |
1 |
|
Заместитель начальника
|
работник |
1 |
- |
|
Инструктор профилактики |
работник |
1 |
1 |
|
Старший водитель |
работник |
1 |
1 |
|
Мастер газодымозащитной
|
работник |
0 - 1 |
0 - 1 |
|
Заведующий складом |
работник |
1 - 0 |
1 - 0 |
|
Караулы (дежурные смены) | ||||
Начальник караула
|
работник |
4 - 0 |
4 - 0 |
|
Помощник начальника
|
работник |
4 - 0 |
4 - 0 |
|
Радиотелефонист |
работник |
4 - 0 |
4 - 0 |
|
Старший
|
работник |
4 |
1 |
|
Мастер-пожарный |
работник |
12 |
8 |
|
Техника в боевом
| ||||
Пожарная автоцистерна на
|
2/1 |
|||
Автоподъемник или
|
1/0 |
|||
Аварийно-спасательный
|
1/0 |
|||
Осветительная установка |
0/1 |
|||
Легковой автомобиль |
1/1 |
|||
Грузовой автомобиль с
|
0/1 |
|||
Грузовой автомобиль с
|
0/1 |
Примечание: штатное расписание подразделения МПО разрабатывается с учетом возложенных на него задач и местных особенностей.