ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории
Ивановской области на 30 марта 2023 года
(на основе данных Ивановского ЦГМС – филиала ФБГУ «Центральное УГМС», Роспотребнадзора)
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС
1.1. Метеорологическая обстановка:
30 марта на территории Ивановской области облачно. Ночью местами небольшие осадки (мокрый снег, дождь). Днем небольшой дождь. Ночью и утром на дорогах местами гололедица. Ветер юго-восточный 6–11 м/с. Ночью по области от -1˚С до +4˚С. Днем по области от +5˚С до +10˚С.
1.2. Гидрологическая обстановка:
С 21.03.2023 на реках Ивановской области установился водный режим - половодье.
Согласно «Штормовому предупреждению об ОЯ №3 от 29.03.2023» в период с 29 по 31 марта 2023 г. на реке Лух Лухского района Ивановской области ожидается достижение отметки ОЯ «Высокое половодье» 240 см в связи с чем, на 30.03.2023 года прогнозируется подтопление двух приусадебных участков в н.п. Лух (ул. Южная д.9, проживает 2 человека, ул. Набережная №17А. 5 человек). По состоянию на 29.03.2023 года уровень воды на гидропосту «Лух» 220 см (+84 см за сутки).
Характеристика н.п. Лух: население 2633 человека (из них детей – 467 человек,) количество жилых домов 1127. 5 СЗО – ЦРБ, средняя школа, 3 детских сада. Жизнеобеспечение не нарушено, функционируют в штатном режиме.
По многолетним наблюдениям в зону негативного воздействия весеннего половодья может попасть до 13 приусадебных участков (домов), на которых проживает 16 человек, из них 1 ребенок. Угрозы подтопления объектам экономики и социальной сферы нет.
Фактический уровень 220 см (+84) см
Запас воды до начала подтопления 20 см
Уровень НЯ – 240 см.
Угрозы жизнеобеспечения населения нет. Вопросы жизнеобеспечения населения (противопожарное, продовольственное и медицинское обеспечение) предусмотрены.
Объездные пути: не требуются
Эвакуация населения из населённого пункта не требуется.
При необходимости размещение населения будет организовано
в пункте временного размещения на базе МБОУ Лухской средней общеобразовательной школы (МОУ «Лухская СОШ», Ивановская область, п. Лух, ул. Школьная, д. 13, директор школы – Челышева Светлана Ивановна, тел. 8-493-44-2-10-90. Место сбора эвакуируемого населения – здание администрации Лухского муниципального района, п. Лух, ул. Октябрьская, д.4. Эвакуацию проводить силами отдела образования администрации п. Лух (протяженность маршрута эвакуации – 2 км.).
Обеспечение переправы: не организовывалась, нет необходимости.
Охрана общественного порядка: обеспечивается силами ОП № 14 н.п. Лух).
Противопожарная безопасность: обеспечивается силами ПЧС 23 н.п. Лух.
Медицинское обеспечение: обеспечивается силами и средствами ОБУЗ «Лухская ЦРБ» (коечный фонд на 50 человек).
Водоснабжение: в населённых пунктах имеются колодцы.
29 марта 2023 года произошло затопление низководного моста через р. Теза, в н.п. Холуй, Южского муниципального района.
Фактический уровень на гидропосту 221 см (за сутки +13 см)
Уровень воды над полотном моста 5 см (за сутки +10 см)
Уровень начала затопления 200-220 см
27 марта 2023 года произошло затопление низководного моста через р. Нерль, вблизи н.п. Новая Гаврилово-Посадского муниципального района.
Фактический уровень на гидропосту 470 см (за сутки +57 см)
Уровень воды над полотном моста 225 см (за сутки +35)
Уровень начала затопления 250-270 см
1.3. Прогноз опасных и неблагоприятных гидрометеорологических явлений:
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
1.4. Радиационная обстановка, загрязнение атмосферного воздуха:
Радиационная обстановка на территории региона находится в пределах нормы. Естественный радиационный фон составляет от 0,09 до 0,11 мкЗв/час. Общий уровень загрязнения воздуха – низкий. Экологическая обстановка – устойчивая.
По данным наблюдений на стационарных постах Ивановского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» за прошедшие сутки в г. Иваново регистрировался низкий уровень загрязнения воздуха. В целом по городу максимальные разовые концентрации всех определяемых вредных примесей санитарных норм не превышали и достигали значений: диоксид серы – 0,1 ПДК; оксид углерода – 0,3 ПДК; диоксид азота – 1,0 ПДК; оксид азота – 0,3 ПДК; фенол – 0,4 ПДК; формальдегид – 0,2 ПДК; содержание взвешенных веществ в атмосферном воздухе – 0,0 ПДК.
1.5. Статистические данные о произошедших ЧС (происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС):
За 28.03.2023 зарегистрировано 2 техногенных пожара, погибших нет, пострадавших нет.
Пожарно–спасательные подразделения для ликвидации последствий ДТП привлекались 1 раз, погибших нет, пострадавших нет.
Сохраняется вероятность возникновения техногенных пожаров и дорожно–транспортных происшествий.
ЧС выше муниципального уровня не прогнозируются.
1.6. Биолого–социальная обстановка:
Сохраняется вероятность заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией (COVID–19).
На территории Ивановской области на 12 неделе 2023 года (20.03.2023 – 26.03.2023) по данным оперативного мониторинга за медицинской помощью с клиникой ОРВИ обратилось 6629 человек. В городе Иваново на 12 неделе зарегистрировано 3728 случаев ОРВИ.
По результатам лабораторных исследований в структуре положительных находок продолжают регистрироваться вирусы не гриппозной и гриппозной этиологии (грипп А (H1N1, H3N2) и грипп В).
По состоянию на 27 марта 2023 года зарегистрировано 136228 подтверждённых случаев COVID-19. За неделю выявлено 536 новых случаев, максимальное количество заболевших зарегистрировано: в г. Иваново (158 случаев – 29,5 %), г. Кинешма (24 случая - 4,5 %), г. Фурманов (12 случаев– 2,2%)
В настоящий момент 131199 человек выписано с выздоровлением.
Всего за период эпидемиологического мониторинга на новую коронавирусную инфекцию проведено 2579978 исследование, обследовано 2521877 человек, в том числе из числа граждан, прибывших из стран, неблагополучных по новой коронавирусной инфекции.
Существует вероятность выявления новых очагов бешенства животных.
На территории земельного участка западнее д. Коромыслово Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области выявлен очаг бешенства животных (енотовидная собака) (источник – письмо службы ветеринарии Ивановской области от 04.02.2023 №145–027/05–11).
На территории д. Снетиново Иванковского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области выявлен очаг бешенства животных (лиса) (источник – письмо службы ветеринарии Ивановской области от 10.02.2023 № 193–027/05–11).
На территории д. Попадино Иванковского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области выявлен очаг бешенства животных (собака) (источник - письмо службы ветеринарии Ивановской области от 15.02.2023 № 222-027/05-11).
на территории д. Скрылово Родниковского района Ивановской области выявлен очаг бешенства животных (лиса) (источник - письмо службы ветеринарии Ивановской области от 07.03.2023 № 313-027/05-11).
на территории с. Горки Родниковского района Ивановской области выявлен очаг бешенства животных (лиса) (источник - письмо службы ветеринарии Ивановской области от 16.03.2023 № 362-027/05-11).
1.7. Функционирование ГУ МЧС России по Ивановской области в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ»:
ГУ МЧС России по Ивановской области и структурные подразделения функционируют в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» в связи с пандемией коронавируса и военным положением в ряде субъектов РФ (Приказ ГУ МЧС России от 18.03.2020 № 160, с изменениями в рамках приказа № 580 от 20.10.2022).
ТП РСЧС Ивановской области функционирует в режиме «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» (в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции – Указ Губернатора Ивановской области от 17.03.2020 № 23-уг).
На базе ГУ развернут Оперативный штаб по борьбе с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (Приказ ГУ МЧС России от 22.08.2022 № 444).
C 01.11.2022 на базе ГУ МЧС России по Ивановской области организована работа оперативного штаба по реализации приказа МЧС России от 20.10.2022 № 1039 (по мероприятиям гражданской обороны).
2. Прогноз возникновения техногенных и природных ЧС
(происшествий и аварий, не достигших уровня ЧС)
1) Существует высокая вероятность возникновения ДТП, заторов на трассах федерального, областного и местного значения (источник ЧС – нарушение правил дорожного движения, неудовлетворительное состояние дорожного полотна, эксплуатация неисправных транспортных средств, выход на проезжую часть пешеходов, несоблюдение скоростного режима, загруженность федеральной трассы и автодорог административного значения, низкая квалификация водителей, погодные условия – ночью и утром на дорогах местами гололедица. Наибольшая вероятность возникновения ДТП – в городских округах Иваново, Вичуга, а также в Фурмановском, Шуйском, Лежневском и Комсомольском районах.
2) На территории области существует вероятность возникновения происшествий, связанных с железнодорожным транспортом (источник ЧС – нарушение в работе автоматики, человеческий фактор, износ подвижного состава, столкновение с автотранспортом на железнодорожных переездах). Наибольшая вероятность возникновения происшествий – в городских округах Иваново, Кинешма, а также в Фурмановском, Тейковском, Ивановском, Савинском муниципальных районах.
3) Существует высокая вероятность аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в связи:
– с высоким процентом износа (выше 70%) водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, а также наличием на территории региона бесхозяйственных инженерных сетей;
– с ростом нагрузки на электрические сети при работе электронагревательных приборов;
– с нарушениями в работе теплосетей и систем водоснабжения.
4) Существует риск возникновения взрывов бытового газа (источник – нарушение требований правил безопасности при эксплуатации газовых приборов и при проведении электрогазосварочных работ, самовольное подключение к газовым сетям, бесконтрольное использование неисправных газовых баллонов).
5) Существует вероятность возникновения аварий на объектах системы ЖКХ, в связи с высоким процентом износа водопроводных и канализационных сетей (до 65%). Наиболее вероятны аварии в Ивановском и Фурмановском муниципальном образовании.
6) Сохраняется высокая вероятность возникновения пожаров в жилых домах и на придомовых территориях (источник происшествий – курение в нетрезвом виде, износ бытовых приборов и электропроводки, несоблюдение правил пожарной безопасности). Наибольшая вероятность возникновения пожаров – в городских округах Иваново, Кинешма, Кохма, а также в Ивановском, Южском, Лежневском и Вичугском районах.
7) Существует высокий риск происшествий на реках, озёрах, водохранилищах, карьерах, связанный с провалом людей и техники под лёд (источник – таяние ледового покрова в связи с положительными температурами).
8) Существует вероятность затоплений пониженных участков местности, в том числе приусадебных участков, подвалов низководных мостов (источник- осадки в виде снега с дождем, положительные дневные температуры, интенсивное снеготаяние).
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В связи с погодными условиями, а также в связи с некачественной уборкой автодорог, исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Ивановской области:
- усилить работу по уборке дорожно-транспортной сети от талых вод;
- усилить работу по обеспечению состояния дорог и тротуаров, при котором будет достигаться безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов (особое внимание уделять состоянию школьных и медицинских маршрутов);
- организовать посыпку дорог твердыми/жидкими реагентами;
- иметь в рабочем состоянии уборочную дорожно-коммунальную технику.
2. Органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области организовать проведение мероприятий по отводу талых вод от дорожного полотна и обочин на низменных участках, открытию отверстий водопропускных труб, русел малых мостов, удалению льда от свай деревянно-балочных мостов. Подготовить материалы и средства к их восстановлению.
3. Органам местного самоуправления организовать проведение мероприятий, направленных на подготовку ливневой канализации к пропуску талых вод.
4. Органам местного самоуправления организовать работу по выполнению превентивных мероприятий в соответствии с оперативным прогнозом и рисками, с целью снижения последствий возможных ЧС (происшествий):
– осуществлять непрерывный мониторинг за функционированием систем жизнеобеспечения населения, объектов электроэнергетического комплекса и жилищно–коммунального хозяйства, состоянием СЗО;
– осуществлять контроль за готовностью и достаточностью аварийно–восстановительных бригад муниципальных образований к реагированию на
возникновение аварий, за наличием и готовностью к работе резервных источников питания, обратить особое внимание на объекты с круглосуточным пребыванием людей;
– поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. С целью снижения риска ДТП на опасных участках автодорог: рекомендуем выставить предупреждающие аншлаги, знаки и посты ДПС, а также обеспечить патрулирование.
6. Обеспечить достаточность резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления и организаций Ивановской области в соответствии с прогнозируемыми рисками ЧС.
7. Обеспечить ремонт и надлежащее содержание подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
8. Усилить контроль за управляющими и обслуживающими в сфере жилищно – коммунального хозяйства компаниями, обеспечивающими работу инженерных сетей (не допускать нарушения технологических правил эксплуатации систем горячего водоснабжения, тепловых сетей).
9. Обеспечить размещение в СМИ материалов пропагандистского характера по вопросам предупреждения гибели людей (детей) на пожарах; обеспечить регулярное размещение статей и заметок на интернет–порталах о ходе проводимой работы, причинах пожаров в жилом секторе, о мерах пожарной безопасности в быту при использовании теплогенерирующего электрооборудования, нагревательных приборов, печного отопления и о необходимых действиях в случае возникновения пожара.
10. Осуществлять мониторинг ледовой обстановки, выявлять места массового скопления людей на льду и несанкционированных ледовых переправ; привлекать к административной ответственности нарушителей запрета выхода на лед.
11. Единым дежурно–диспетчерским службам организовать доведение ОЕП до ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно–спасательных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС.
12. О случаях нарушений в системах жизнеобеспечения населения, угрозе возникновения (возникновении) происшествий (ЧС), незамедлительно сообщать в ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Ивановской области.
13. В связи с увеличением количества очагов бешенства животных усилить работу по проведению комплекса организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий в соответствии с ветеринарными правилами.
14. В случае поступления фактической и/или прогностической информации об ОЯ и НЯ, главам городских округов и муниципальных районов рекомендуем организовать оповещение населения в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. №2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях».