На территории Ивановской области расположено 6 городских округов и 24 городских поселения с общей численностью населения 808,310 тыс. человек, а также 2953 сельских населенных пунктов с общей численностью населения 225,978 тыс. человек. Федеральная группировка Ивановской области состоит 36 пожарных частей ФПС МЧС России с общей численностью личного состава 1032 человека. Прикрытие подразделениями ФПС обеспечивается на 77,8 % по населенным пунктам и 96,8% по населению области.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет время прибытия подразделений пожарной охраны к месту пожара в городских поселениях до 10 минут, в сельских поселениях до 20 минут. Для выполнения данного требования необходимо создание большого количества подразделений федеральной пожарной охраны, что является экономически не обоснованным. Наиболее оправданным в данном случае является создание территориальных и объектовых добровольных пожарных формирований, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» являются одним из видов пожарной охраны.
Прикрытие населенных пунктов, с учетом существующих подразделений добровольной пожарной охраны согласно Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», обеспечивается на 90 % по населенным пунктам и на 97,8% по населению области (прикрыто 2633 н.п. из 2984 с численностью населения 1005,757 тыс. человек из 1034,288 тыс. чел.).
В план привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения АСР в Ивановской области и в расписание выездов включены 1 территориальная и 14 объектовых добровольных пожарных команд. Ежедневно на дежурстве находится 15 ед. техники и 28 добровольцев. В течение 2012 года данные подразделения принимали участие в тушении 36 пожаров на территории Ивановской области, из которых 1 потушен самостоятельно. Спасено 11 человек.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, что, в частности, подразумевает: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, а также ряд других полномочий.
По состоянию на 10.09.2012 г.:
Из 6 (шести) городских округов в 4 (четырех) приняты нормативные акты, устанавливающие льготы, компенсации и социальные гарантии добровольным пожарным и членам их семей. На территории городских округов действуют следующие льготы:
1. получение жилой площади в первоочередном порядке;
2. установка телефона в первоочередном порядке;
3. бесплатная медицинская помощь;
4. выплата пособия по временной нетрудоспособности;
5. получение очередного оплачиваемого отпуска;
6. получение дополнительного отпуска до 10 рабочих дней по месту основной работы;
7. льготное посещение мест общего пользования;
8. содействие в обучении по программе пожарно-технического минимума;
9. компенсация за проезд к месту службы, использование сотовой связи и питание;
10. денежная выплата на лечение в сумме 1000 рублей;
11. денежная выплата на погребение не более 1000 рублей;
12. поощрение почетной грамотой или ценным подарком;
13. освобождение от работы (учебы) при несении службы;
14. первоочередное поступление детей в дошкольные образовательные учреждения (детские сады) по представлению главы администрации городского округа;
15. компенсация стоимости лечения увечья;
16. компенсация услуг по погребению.
Из 21 (двадцати одного) муниципального района в 5 (пяти) приняты нормативные акты, устанавливающие льготы, компенсации и социальные гарантии добровольным пожарным и членам их семей, от 4 (четырех) глав муниципальных образований получены гарантийные письма о принятии льгот в 2013 году с учетом финансирования бюджета в 2013 году, 1 (один) муниципальный район решением главы рекомендовал принятие льгот и социальных гарантий добровольным пожарным и членам их семей главам сельских поселений.
На территории муниципальных районов в сельских поселениях в среднем принято по 1 (одному) – 2 (двум) нормативных акта, регламентирующих льготы, компенсации и социальные гарантии добровольным пожарным и членам их семей, и по 4 (четыре) – 5 (пять) целевых программ на 2013 – 2014 года, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе запланированы выплаты на социальное обеспечение и защиту.
В настоящее время нормативно правовые акты о льготах приняты в ряде муниципальных районов (из 21 м.р. принято в 5) и городских округах (из 6 г.о. принято в 4) области (г.о. Вичуга №660 от 29.06.2012г, г.о. Кинешма № 811п от 20.04.2006, г.о. Шуя №277 от 12.03.2012, Лухский м.р. № 254 от 19.06.2012, Пестяковский м.р. № 145 от 18.05.2012, Родниковский м.р. № 442 от 28.04.2012, Шуйский м.р. № 239 от 04.05.2012, Южский м.р. №410 от 30.05.2012) в том числе и в городском округе Иваново в соответствии с Постановлением Главы администрации г.о. Иваново (№ 744 от 16.04.2011).
Приказом Главного управления от 13.09.2011 № 476 «О формировании штаба по созданию добровольной пожарной охраны на территории Ивановской области» создан штаб в составе 12 человек, из них 6 человек представители заинтересованных организаций и учреждений включая представителя Правительства Ивановской области (Заместитель руководителя - Заместитель председателя правительства Ивановской области Чужбинкин А.Н.).
Сотрудники Главного управления тесно взаимодействуют с работниками общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Ивановской области», созданная на базе ИОО «ВДПО» по вопросам реализации ФЗ - № 100 «О добровольной пожарной охране».
В настоящее время создано 9 общественных некоммерческих организаций (Вичугском, Приволжском, Комсомольском, Пестяковском, Шуйском, Тейковском, Верхнеландеховском, Лухском муниципальных районах), 2 территориальных общественных учреждения (с. Филисово (Родниковский муниципальный район), г. Иваново) и 83 объектовых общественных учреждений.
По состоянию на 02.10.2012 зарегистрировано:
- в реестре общественных объединений пожарной охраны – 108 общественных объединений в том числе:
- 9 общественных организаций;
- 2 территориальных общественных учреждения;
- 83 объектовых добровольных пожарных дружин;
- 14 объектовых добровольных пожарных команд.
В сводном реестре добровольных пожарных числятся 6748 человек.
В ВУЗах создано 11 ДПД численностью 872 человека.
В СУЗах создано 9 ДПД численностью 352 человек.
На оснащении добровольных пожарных команд состоит 16 пожарных автомобилей, один приспособленный, 5 возимых мотопомп, а также в каждом муниципальном образовании имеются переносные мотопомпы - 81ед. и первичные средства пожаротушения.
В целях обеспечения добровольных пожарных команд техникой, от Министерства обороны (в/ч 63159) в ноябре 2011 года получено 20 единиц АРС-14. В декабре 2011 года данная техника передислоцирована на склад Главного управления МЧС России по Ивановской области в п. Палех. В настоящий момент получены из Министерства обороны РФ и переданы в Департамент управления имуществом Ивановской области акты приема передачи на 20 ед. АРС-14.
Комитет по управлению имуществом Ивановской области завершает мероприятия по передаче данной техники в муниципальные образования Ивановской области с целью обеспечения подразделений ДПО техникой. Разработан и утвержден Губернатором Ивановской области план распределения (от 10.06.2011 № 1731-1-30-11) техники.
В настоящее время передано 4 ед. в ОГКУ «Управление обеспечения защиты населения и пожарной безопасности» и 16 ед. в муниципальные образования Ивановской области. Администрации муниципальных образований окажут помощь учреждениям ДПО по переоборудованию и содержанию АРС-14, на что получены согласия глав муниципальных образований.
В целях стабилизации обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Ивановской области ежедневно проводятся подворовые обходы домовладений граждан с привлечением добровольных пожарных. Ежедневно в профилактических мероприятиях задействовано до 50 человек добровольных пожарных формирований.
Главным управлением в целях активного участия в общественной жизни, организации профилактики и пропаганды по развитию добровольчества на территории Ивановской области проводится работа по созданию Клубов добровольных пожарных, спасателей и волонтеров. В настоящее время в муниципальных образованиях Ивановской области создано 20 клубов. Клубы размещаются в отдельных помещениях, оборудованы средствами наглядной агитации, компьютерной, офисной и бытовой техникой. Каждый клуб имеет необходимый набор регламентирующих документов.
В целях информирования населения области об основных положениях Федерального закона «О добровольной пожарной охране», о создаваемых добровольных формированиях и о деятельности уже созданных, Главным управлением МЧС России по Ивановской области проводилась информационно-пропагандистская работа. Разработаны Планы по реализации информационно-пропагандистской работы по популяризации добровольной пожарной охраны и побуждению населения к вступлению в ряды добровольцев, разработанными в гарнизонах пожарной охраны муниципальных образований области и План мероприятий Главного управления МЧС России по Ивановской области по проведению в средствах массовой информации кампании по разъяснению основных положений Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В соответствии с рекомендациями МЧС России (Решение коллегии от 07.12.2011 №8/2) имея долговременный опыт в страховании личного состава, работников ФПС и спасателей МЧС России, в связи с принятием и в соответствии с требованиями Федерального закона от «06» мая 2011г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» ОАО «ЧСК» предлагает рассмотреть возможность и заключить Договоры добровольного личного страхования работников добровольной пожарной охраны подведомственной территории с учетом выделенного бюджета на страхование в Ивановской области.
Рекомендуемый размер страхового тарифа при заключении Договоров добровольного личного страхования работников добровольной пожарной охраны составляет 0,1% от размера страховой суммы, например: при страховой сумме на одного Застрахованного 100 000 руб. страховая премия составит 100 руб. на 1 человека в год, при страховой сумме 200 000 руб. – 200 руб., при страховой сумме 400 000 руб. – 400 руб. на 1 человека в год.
Главам муниципальных образований рекомендуется выполнить следующие мероприятия:
1. В срок до 01 октября 2012 года провести работу по переоборудованию и передачи в общественные объединения добровольной пожарной охраны АРС-14 для дальнейшей постановки в боевой расчет с целью прикрытия территории.
2. В срок до 01 октября 2012 года привести в соответствие с Федеральным законом от 06.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» действующие подразделения добровольной пожарной охраны, созданные до принятия данного Федерального закона.
3. В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» предусмотреть в бюджете муниципальных образований ассигнования на поддержку общественных объединений добровольной пожарной охраны.
4. В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» разработать нормативно–правовые акты предусматривающие меры социальной защиты, экономического стимулирования и льготы добровольным пожарным и работникам общественных объединений добровольной пожарной охраны.
На сегодняшний день проблемными вопросами, требующими решения, практически по всем подразделениям добровольной пожарной охраны, остаются:
- отсутствие разъяснительной работы органов власти на местах по привлечению населения в добровольные пожарные;
- отсутствие стимулирования деятельности добровольцев со стороны муниципальных образований;
- пассивное участие органов местного самоуправления в укреплении материально технической базы добровольных формирований; - выделение для добровольных формирований соответствующих помещений, отвечающих предъявляемым требованиям;
- обеспечение телефонной связи для оповещения работников ДПО о пожарах;
- отсутствуют механизмы страхования жизни и здоровья добровольцев, прохождения медицинского освидетельствования добровольными пожарными и работниками ДПО, оказания государственной поддержки общественными объединениями пожарной охраны, в том числе по линии поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.