Межведомственная инструкция взаимодействия ФОИВ

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

УТВЕРЖДЕНА
 решением Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности протокол

 от 19 декабря 2006 г. № 5

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

 «Об организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур при информировании населения через средства массовой информации о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения»

I. Общие положения

 

1. Настоящая Межведомственная инструкция (далее – Инструкция) разработана с целью упорядочения системы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур при информировании средств массовой информации (далее - СМИ) и населения о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях*, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.

2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящей Инструкции: чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; средства массовой информации - периодические печатные издания, радио-, теле-, видео¬программы, иные формы периодического распространения массо¬вой информации; информационные материалы – видео- и фотосъемки, аудиозаписи, текстовые материалы о чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, подготовленные представителями СМИ; _______________________ * настоящая Инструкция не определяет порядок информирования населения через СМИ при террористических актах. Их освещение в СМИ регулируется соответствующими ведомственными инструкциями. Интернет-ресурсы - официальные сайты и порталы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, межведомственные сайты и порталы, в том числе «Правоохранительный портал Российской Федерации 112.ru».

3. Осуществляемая в рамках настоящей Инструкции деятельность не должна противоречить нормам Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации «О средствах массовой информации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», требованиям иных федеральных нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, участвующих в информационном процессе.

II. Условия информирования населения через СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения

 

4. Основанием для информирования населения через СМИ является наличие информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь или повлекли за собой большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

5. В соответствии с федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О государственной тайне» информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через СМИ о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий запрещается сообщать сведения, которые могут вызвать панику среди людей и массовые нарушения общественного порядка, а также сведения ограниченного доступа.

6. Время информирования населения через СМИ о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях не должно превышать 3 часа с момента получения прогноза; о произошедших чрезвычайных ситуациях - не более 1,5 часов с момента их возникновения и не более 30 минут после получения информации о них. Это время включает в себя процесс согласования информации между информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. Согласование информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, осуществляется лицами, уполномоченными руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. В информационных подразделениях заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур должны находиться уточненные списки уполномоченных лиц с указанием их контактных телефонов. Информация о чрезвычайных ситуациях и их последствиях, предоставляемая в СМИ информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур, не должна носить противоречивый характер и служить поводом для ее искажения и паники среди населения. Не допускается включать в тексты заявлений предположения о виновниках и причинах, вызвавших чрезвычайную ситуацию, без официального заключения экспертов или специально образованной Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации.

7. Официальная позиция заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур доводится до СМИ непосредственно их руководителями, а также руководителями информационных подразделений и другими должностными лицами по поручению руководства федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур.

8. Руководители информационных подразделений, готовящих материалы для СМИ, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную и военную тайну, служебной ин¬формации ограниченного распространения и несут личную ответственность в случае их разглашения в соответствии с действующим законодательством.

III. Порядок информирования населения через СМИ о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения

9. Организация информирования населения через СМИ о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также взаимодействия с информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других структур возлагается на МЧС России. 10. В целях информирования населения о произошедших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также оказания помощи представителям СМИ в подготовке информационных материалов на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России или объединенных информационно-координационных центров, созданных при региональных центрах МЧС России для информационного обеспечения деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) территориального органа МЧС России в зависимости от масштаба и последствий чрезвычайной ситуации формируется временный (выездной) пресс-центр, в состав которого входят представители информационных подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур.

11. Временный (выездной) пресс-центр является основным координирующим органом заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур в области информирования представителей СМИ, российской и зарубежной общественности об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения.

 12. Характер и объем первичного сообщения для СМИ о произошедшей чрезвычайной ситуации определяет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России по согласованию с руководством Министерства. В случае, когда информация затрагивает компетенцию других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Управление информации и связи с общественностью МЧС России выдает информацию в СМИ после согласования с руководителями их информационных подразделений. Время согласования такой информации не должно превышать 15 минут. Задача такой информации – заполнить информационный вакуум в начальный период чрезвычайной ситуации, предотвратить панику среди населения, создать предпосылки для осознанных и организованных действий граждан, попавших в зону чрезвычайной ситуации.

 13. После первичного сообщения в СМИ вводится режим временного «информационного молчания» до сбора более точной информации о произошедшей чрезвычайной ситуации и выработки взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными структурами совместной согласован¬ной позиции. Период «информационного молчания» не должен превышать 1,5 часа.

14. На время ликвидации чрезвычайной ситуации временный (выездной) пресс-центр должен максимально использовать для информирования населения имеющиеся Интернет-ресурсы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, а также местных органов власти.

15. На Интернет-ресурсах взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, местных органов власти временный (выездной) пресс-центр должен размещать информацию о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, сведения о телефонах «горячей линии», пунктах психологической помощи пострадавшему населению, рекомендации по безопасному поведению населения, списки погибших и пострадавших, а также информацию о работе Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации. IV. Особенности организации работы временного (выездного) пресс-центра в зоне чрезвычайной ситуации

16. При создании временного (выездного) пресс-центра указываются сроки и место его развертывания, состав, а также порядок обеспечения автотранс¬портом, оргтехникой, видео- и фотоаппаратурой, средствами связи.

17. Временный (выездной) пресс-центр формируется из числа сотрудников информационных подразделений взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур в соответствии с официальным обращением МЧС России или Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации.

18. Общее руководство временным пресс-центром осуществляет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России или по его поручению представитель Управления; выездного пресс-центра – его руководитель, назначаемый руководством Министерства или руководителем Правительственной комиссии по расследованию причин чрезвычайной ситуации. В случае образования Правительственной комиссии информацию в СМИ о причинах ЧС выдает ее председатель, либо по его решению руководитель временного (выездного) пресс-центра**.

19. Представители СМИ, прибывшие в зону чрезвычайной ситуа¬ции, проходят аккредитацию при выездном пресс-центре. Основанием для их аккредитации является наличие действующего журналистского удостоверения и оформленный страховой по¬лис, а для иностранных журналистов – аккредитационное удостоверение МИД России.

20. Руководство выездного пресс-центра информирует аккредитованных представителей СМИ о возможности размещения и обустройства, а также обеспечения условий работы в зависимости от характера чрезвычайной ситуации.

21. Все должностные лица взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур должны оперативно готовить по запросу сотрудников выездного пресс-центра необходимые справочные информационные материалы для представителей СМИ о деятельности в зоне чрезвычайной ситуации привлекаемых сил и средств, ходе ликвидации ее последствий и принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения. V. Особые случаи

22. В случае, когда чрезвычайные ситуации, вызвавшие широкий общественный резонанс, происходят в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, информацию о них в СМИ предоставляют информационные подразделения тех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других структур, к компетенции которых относятся данные территории или объекты.

23. При длительном отсутствии информации (более 30 минут) о произошедшей чрезвычайной ситуации, вызвавшей широкий общественный резонанс, со стороны заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур решение о характере и объеме информационного сообщения для СМИ определяет руководитель Управления информации и связи с общественностью МЧС России по согласованию с руководством Министерства.

24. После первичного сообщения в СМИ информация о чрезвычайной ситуации, затрагивающая безопасность населения, в обязательном порядке согласовывается с Управлением информации и связи с общественностью МЧС России.